|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Мавзолей Палван Махмуда — архитектурный комплекс в Хиве (Узбекистан), одно из лучших произведений хивинской архитектуры середины XIX века, выполненное в традициях хорезмского зодчества дотимуровского времени. Палван Махмуд был местным поэтом из простых ремесленников, прославившимся также богатырской силой, непобедимого борца, и способностью к исцелению людей. Его могила находилась на кладбище, позади Джума-мечети. Местная устная традиция содержит описание многих подробностей, связанных с жизнью и подвигами Палван Махмуда. С давних времен его почитают здесь как пира, то есть святого покровителя города. Первоначально здание мавзолея было скромным, но, поскольку это место превратилось в популярное место паломничеста, вскоре здесь были построены мечети и ханака, где паломники также совершали молитвы, и, кроме того, имелись жилые и другие помещения для устройства необходимых бытовых условий. Постепенно мавзолей превратился в величественное сооружение, с самым большим куполом в Хиве, покрытым голубой глазурованной плиткой со сверкающей позолоченной верхушкой. Во время правления Алла-Кули-хана здание было украшено майоликовой облицовкой. В 1810 году строительством руководил мастер Адина Мухаммад Мурад из Хозараспа. Майоликовая облицовка датируется 1825 годом, когда Нур Мухаммадом была построена другая сторона галереи, сыном Усто Каландар Хиваки и Суфи Мухаммадом, сыном Абдал Жаббар. Автором рисунков был Абдулла Джин, Надир Мухаммад сделал резную деревянную дверь в 1893—1894 гг. Строительство великолепного архитектурного комплекса была завершено сооружением айванов с резными колоннами в юго-восточной части двора. Архитектурный ансамбль. В XVII веке, входной портал в мавзолей был построен на южной стороне. В 1719 году, Шергази-хан, строя новое медресе к югу от кладбища, ориентировал его на Мавзолей Пахлаван Махмуда. В 1810 году, после удачного похода на Кунград, Мухаммад Рахим-хан I решил радикально изменить ансамбль. Позднее сооружение протянулось на восток и частично на юг от первоначального мавзолея. В пристроенном к мавзолею семейном склепе стали хоронить членов ханской семьи. Мраморные надгробья Абдулазиз-хана (1663) и Ануш-хана (1681) были перенесены в новое здание и были установлены следом за погребальной нишей Мухаммад Рахим-хана. В 1913 году во дворе перед мавзолеем построили двухэтажное здание. Погребальные склепы матери и сыновей Исфандияр-хана, а также и место для погребения самого Исфандияра расположены в комнатах этого здания. Согласно принятой версии, Исфандияр, умер за пределами Ичан-Кала, во дворце Нуруллабая, и не был похоронен в приготовленном для него месте. Его сына Темура Гази, которого отравили, тоже похоронили не здесь, а в мавзолее Саид Махирий Жахана, рядом с дедом.
Перепубликация с ru.wikipedia.org
| |||||||||
|