Тайвань
Тайвань
Иран
Иран
Индия
Индия
Кипр
Кипр
Лесото
Лесото
Эфиопия
Эфиопия
Россия
Россия
Швейцария
Швейцария
Румыния
Румыния
Шри Ланка
Шри Ланка
Перу
Перу
Филиппины
Филиппины
Бруней
Бруней
Казахстан
Казахстан

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Святыни Ислама в Узбекистане

Святыни Ислама в Узбекистане

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Ансамбль Бахааддина Накшбанди XVI векНа территории Узбекистана расположено более 160 мусульманских святынь, что позволяет говорить об особом значении Узбекистана для всего мусульманского мира. В средневековье территория Узбекистана была не только крупным политическим и культурным, но и значительным религиозным центром Среднего Востока. Во всем исламском мире поныне широко известны и глубоко почитаемы ученые-богословы Бухары - Мухаммад Имам ал-Бухари, Абу Хавси Кабир, Сайф-ад-Дин Бохарзи, основоположник тариката Накшбандия-Мухаммад Баха-ад-Дин Накшбанд и др. В "Бухоро и-Шариф" - священной Бухаре, в азиатском Риме-Самарканде, в Ташкенте и Хиве - среди сотен культовых сооружений наиболее многочисленными и интересными по архитектуре были мавзолеи, мечети, медресе и другие религиозные сооружения.

В эволюции архитектуры религиозных сооружений и святынь можно выделить три периода: VIII-XII вв.- период становления культового строительства, XV-XVII вв. - время его расцвета и, наконец, XVIII-XX вв. - период, отмеченный уменьшением масштабов строительства мечетей. Советский период характеризовался почти полным отсутствием строительства исламских религиозных сооружений, многие религиозные святыни и постройки были превращены в руины. И лишь обретение независимости дало возможность вернуть верующим мечети, полуразрушенные святыни были восстановлены, приобрели былой вид и значимость.

Ансамбль Бахааддина Накшбанди XVI век. Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Бахааддин Накшбанди (умер в 1389), духовный наставник Тимура, был в молодости ткачом, изготовлявшим шелковую материю с золотым шитьем, стал впоследствии покровителем ремесел. Поклонение святой могиле шейха приравнивалось хаджу в Мекку. В 80-х годах бухарские ревностные приверженцы Бахааддина (покровителя Бухары) хашаром совершили богоугодный ремонт мемориального комплекса.

До появления ислама здесь располагался языческий храм, с которым связан праздник "красной розы", который ежегодно справлялся у мазара. В 1544 году ханом Абдулазизом I в честь шейха воздвигнута дахма с мраморной резной оградой, грандиозное здание ханаки (42,5 х 38). Спустя годы, дахма оказалась в отдельном дворике с хаузом в центре и расписными мечетями Музаффархана и Хакима Кушбеги. На берегу хауза живописный четырехарочный чартак (сакохана). Перед фасадом мечети Кушбеги возвышается минарет и небольшое медресе. К западу от дахмы, в отдельном дворе располагается обширный некрополь - усыпальница бухарских правителей. Одухотворенность выразительных архитектурных конструкций, тишина и уединенность ансамбля не могли не вызвать религиозного экстаза, стремления к достижению познания Бога.

Чор Бакр (XVI-XVIII века).Чор Бакр (XVI-XVIII века). В Бухаре был популярен мазар на могиле родоначальника джуйбарских хаджей Абу Бакра Саъда, ставшего известным под название Чор Бакр. Этот правнук знаменитого бухарского суфия хаджи Ислама Джуйбари (XVI в.) не пожалел труда на благоустройство мазара. "В четырех частях (чарбаг) этого сада посажены и другие деревья... От ворот города на расстоянии приблизительно одного фар- саха (6 км) провели два арыка, по обочинам которых посадили деревья". Эта зеленая аллея - Хиабан соединяла Чор Бакр с Бухарой. Застройка Чор Бакра продолжалась длительное время. Вдоль традиционного коридора возникла группа погребальных фамильных двориков - хазира. К нему обращен парадный центральный комплекс ханаки, мечети и медресе. Пространство между ними замыкают медресе. Масштабную значимость зданий подчеркивает минарет. К фамильным склепам ведет вросшая в толщу средневекового кладбища узкая дорожка. В кирпичные ограды двориков встроены входные порталы - дарваза и айваны поминальных мечетей.

Ансамбль Шахи Зинда (XII-XV) века. "Скромные и целомудренные жены и сестры эмира Тимура выразили волю быть похороненными у порога этого места, охраняемого ангелами, - пишет Абу Тахир Ходжа, - и возвели здесь здания, так что лазурные небеса открыли любующийся взор на лицо времени - они не видели столь украшенных и нарядных зданий, так что бирюзовый небесный купол открыл очи - Луну и Солнце - он не любовался такого цвета эмалированными изразцами". Вереница изящных, сверкающих голубыми искрами усыпальниц потянулась по древним склонам Афрасиаб. Главная святыня на вершине холма - мазар, который легенды и предания приписывают Кусаму, сыну Аббаса, двоюродному брату пророка Мухаммада. Ритуал поклонения его могиле сложился в глубокой древности. В народе бытует легенда о нем как о Шахи Зинде - "живом царе".

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Неугасимый огонь Джанбас-калы

  Украшения в жизни узбекской женщины

  Самарканд

  Школы узбекской керамики

  Открытия Свена Хедина на Шелковом пути

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU